ObNN.ru

Нижний Новгород
Главная страница

Новости Нижнего Новгорода



Нижний Новгород » Новости » Интервью » Ширвани Чалаев: "Творить нужно только тогда, когда от этого испытываешь ликование и не думаешь о материальной составляющей"
ПРОДАЕТСЯ ЗЕМЛЯ У ОЗЕРА СВЕТЛОЯР! $this->check_module('main', '

"Ростелеком" презентует опцию "Любимое междугородное направление"

Эта опция позволит снизить стоимость разговора с абонентом в любой точке России...

"Президент согласился определить единственного поставщика для ликвидации экологического ущерба в Дзержинске Нижегородской области", - Юрий Грошев

По словам министра экологии региона, это позволит ускорить ликвидацию «Белого моря», «Черной дыры» и «Игумново»...

Объем выявленной забракованной пищевой продукции в Нижегородской области в 2015 году вырос в 2,3 раза

Региональное управление Роспотребнадзора в 2015 году забраковало более 19 тысяч кг продуктов...

Читать остальные новости Нижнего Новгорода...




') $this->check_module('main', '

Ширвани Чалаев: "Творить нужно только тогда, когда от этого испытываешь ликование и не думаешь о материальной составляющей"

12-10-2015, 00:00
Ширвани Чалаев: Творить нужно только тогда, когда от этого испытываешь ликование и не думаешь о материальной составляющей
Ширвани Чалаев: Творить нужно только тогда, когда от этого испытываешь ликование и не думаешь о материальной составляющей
(НИА «Нижний Новгород» — Татьяна Неровня)  Автор музыки к опере «Казаки» в Нижегородском театре оперы и балета рассказал, как создавалась музыка к произведению, шла подготовка к спектаклю и о том, сложно ли сочинять музыку

Ширвани Рамазанович, расскажите об истории создания музыки к опере «Казаки», которая будет в первый раз в мире поставлена на сцене нижегородского оперного театра?

— В 2003 году была поставлена моя опера «Хаджи Мурат» (также по повести Льва Толстого). И тогда мой друг — директор музея на Пречистенке в Москве Виталий Ремизов, который тоже защищал докторскую по «Хаджи-Мурату», организовал серию концертов с моей музыкой. Она заинтересовала в том числе и директора Омского оперного театра, который попросил меня написать музыку к повести «Казаки». Было очень сложно, я не знал, как подступиться к работе, но однажды мне попалась в руки книга под названием «Песни ветров». И там я встретил строчки: «Не ворона-ворониха чертит в снежном небе след, обещает мне не лихо, обещает 300 лет». Знаете, бывает так, что что-то читаешь и тебя потрясет до глубины души пара строчек. Этот образ родил во мне воспоминания о родине, о Дагестане, о том, как стаи воронов облепляют деревья в городах Кавказа. В этом есть что-то тоскующее, красивое. И я тут же начал писать. В итоге оперу я написал довольно быстро, за 24 дня. Посылаю ее директору Омского театра, который все это и заказывал, а он молчит месяц, два, три, а потом пишет, что я его разочаровал, потому что он хотел мюзикл. Я ему говорю: «Ты вообще »Казаков« читал? Какой еще мюзикл?». Пришлось ему взамен отправить произведения «Поручик Тенгинского полка». Я тогда немного расстроился, понял, что это дань времени: все хотят хохотать, смеяться, ликовать. Я всегда вспоминаю произведение Лермонтова, где он говорит: я жить хочу, хочу печали. А сейчас печалиться никто не хочет. Но тот же мой друг из музея организовал концертную запись готовой оперы, а позднее ко мне обратились из вашего театра. В мой дом приехала целая делегация. Я ни разу в жизни не видел, чтобы меня кто-то слушал так, как директор Нижегородского оперного Анна Дмитриевна. Кому-то, кто относится к жизни чуточку серьезней, чем большинство людей, моя музыка показалась созвучной. Мы быстро решили, что будем ставить «Казаков» в Нижнем Новгороде.

Для вас имеет значение, в каком городе ставится спектакль с вашей музыкой?

— Честно говоря, меня порадовало, что «Казаки» будут ставиться в Нижнем, потому что тема актуальная — по Волге казачества много. Я очень рад, что спектакль будет идти именно здесь. Горький, а потом Нижний Новгород всегда считался городом невероятно высокой культуры, со своей консерваторией, множеством театров. Да, мне очень дорого, что мировая премьера состоится здесь.

Как актеры справились со своей задачей?

— Пока я работал с актерами, я наблюдал редкое явление: оба состава для спектакля в равной степени интересны и очень сильны, как актеры и исполнители, один лучше другого. Я счастлив, что к происходящему каждый из участников процесса относится с большим пониманием и азартом.

Произведения Льва Толстого объемны и сложны. Кажется, что под них достаточно сложно писать музыку. Откуда Вы черпаете вдохновение?

— Тут даже вопрос не встает о том, как именно и где.  Произведения Толстого — они все о воле, человеке, тоске, храбрости и красоте человеческого духа. Каждое слово у него на своем месте! Его образы настолько глубокие, что только успевай это фиксировать и превращать в ноты. У меня никогда не было проблем с вдохновением, если это касалось произведений Толстого. Зачастую русские люди не фиксируют, насколько велик Толстой в своем творчестве, всем кажется, что это простые слова, а в этой простоте кроется непостижимая глубина. Автор поднимает на огромную высоту историю маленького народа – аварцев, живущих в Дагестане. Этот маленький народ становится носителем большой идеи непротивления и гуманизма. Это история о том, что нельзя построить мир на крови и войнах, что нас сможет объединить только язык искусства и красоты.

Есть ли у вас роль в этом спектакле?

— У меня нет никакой роли, просто через меня режиссер пытается донести звук, голос народа. Это как эхо. У него нет конкретного автора. Но в нем звучит потаенная грусть и красота. Я исполняю в самом начале спектакля только маленькую вокальную партию.

Что чувствует автор, когда его творение находит сценическое воплощение?

— Бывает ликование, когда пишешь, а когда его реализовывает кто-то другой, пусть даже красиво и талантливо, почти никогда не чувствуешь радости, есть усталость и опустошение. Самый лучший момент — тот, когда ты зафиксировал ноты, поставил точку, а дальше уже судьба сама распорядится произведением. Всегда есть странное чувство печали, но это даже неплохо, потому что счастье ценнее, когда оно оттеняется печалью.

СПРАВКА:
Ширвани Чалаев — композитор, народный артист Дагестанской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР. Родился 16 ноября 1936 года в с. Хосрех Кулинского района Дагестанской АССР. Выпускник Махачкалинского музыкального училища. В 1964 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции, а в 1968 году — аспирантуру. Был председателем правления Союза композиторов Дагестанской АССР. Является автором гимна Дагестана.

По материалам: www.niann.ru


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
', false)

Кинотеатры

Достопримечательности

Популярное

Март 2016 (138)
Февраль 2016 (621)
Декабрь 2015 (2)
Ноябрь 2015 (4)
Октябрь 2015 (1)
Сентябрь 2015 (4)

Опрос

Оцените работу правительства

Отлично
Хорошо
Нормально
Плохо
Ужасно

Навигация

Погода в Н.Новгороде

$this->check_group('5', '
')

Курсы валют

Афиша кино